Вопрос-ответ
Евгений
Как бороться с горем, если ты остался один??
Серафима
Как сказать ребенку о смерти родственника?

Здравствуйте, Серафима!
Некоторые дети от пяти до семи лет не полностью понимают окончательность смерти. Бывает, что им приходится неоднократно говорить, что дорогой им человек умер и больше не вернется.
Дети учатся тому, как переживать горе, от тех, кто о них заботится. Если взрослые стойко переживают смерть близкого человека и не показывают свою печаль, то дети усваивают, что показывать чувства и задавать вопросы недопустимо. И тогда им приходится скорбеть как-то в одиночку.
Предвидьте то, что дети будут проявлять эмоции или уходить в себя, если покойный был им очень близок и важен. Они могут вступать в споры, менее добросовестно относиться к урокам или изолироваться от прежде приятных им занятий.
Если смерть была неожиданной или насильственной, у детей могут появиться кошмарные сны или другие более сильные проявления последствий стресса.
Будьте откровенны, но чувствительны. Пусть язык ваших жестов передает то, что реакция ребенка имеет для вас большое значение. «У меня очень печальные новости. Сегодня утром умер папа.»
Если у детей есть вопросы, то ответьте на них честно. Страшные подробности следует упустить. «Помнишь, папа болел? Когда он был заложником, его болезнь обострилась. Обычно эта болезнь лечится, но папа был настолько слаб, он три дня был без еды, воды и сна, что лекарства не помогли, и он умер.»
Детей будет беспокоить ваша безопасность, а возможно, и их собственная. Если ребенок спрашивает, умрет ли он, или когда собираетесь умереть вы, то нужно успокоить его, что вы будете жить долго, и он тоже. «Каждый человек рано или поздно умирает. Но большинство людей живут до глубокой старости. Когда я умру, вы все будете взрослыми, и будете жить со своими детьми в собственном доме.»
Некоторые дети станут чересчур за вас переживать. Они могут беспокоиться, если, например, вы простудились, или ведете машину в плохую погоду. Выразите им СОЧУВСТВИЕ, а затем успокойте их, сказав, что всегда заботитесь о себе. «Кажется, ты беспокоишься, что я могу умереть так же как папа. Эти мысли пугают тебя. Но ты и твой брат (сестра или кто-то еще) — самое важное в моей жизни, и поэтому тебе нужно знать, что я очень хорошо забочусь о себе. Я всегда пристегиваюсь ремнями и веду машину очень осторожно.»
Успокойте детей, напомнив о других моментах, когда они беспокоились, но все оказывалось хорошо. «Помнишь, как в прошлом месяце ты беспокоилась, когда мне нужно было принимать антибиотики от бронхита? Но я поправилась, не так ли?»
Сообщите свое мнение, когда знаете, что ребенок печалится, но ничего вам не говорит. «У нас обед, а мамы нет с нами. Я тоже по ней скучаю.»
Придерживайтесь тех или иных религиозных убеждений. Они дают утешение. «Я знаю, что папа сейчас с Богом. Я действительно верю, что он сейчас смотрит на нас. Просто он не может с нами разговаривать. Каждый раз, когда мы молимся за него, он слышит нас. Он умер, но не перестал любить тебя.»
Большинство маленьких детей способны присутствовать на поминках и похоронах. Почувствуйте сами, брать их туда с собой или нет. Если их пугает идея того, что они увидят покойника, то объясните им, что на похоронах присутствуют в основном взрослые, а детям туда идти те обязательно. Возможно, будет полезно провести с детьми некий ритуал: прочесть молитву вместе, послать воздушный шарик «в небеса» или написать короткое письмо покойному и сжечь его, а пепел развеять, пояснить, что так смысл письма дойдет до папы.
Если ваш ребенок собирается присутствовать на похоронах, объясните, что он увидит. «Папа будет лежать в гробу. Его руки будут сложены на груди. Возможно, он будет выглядеть не таким, каким ты его помнишь, потому что, когда человек умирает, его внешность несколько меняется. Каждый захочет встать перед гробом и попрощаться с папой. Если захочешь, ты можешь тоже это сделать.» Предупредите ребенка, сколько времени вам предстоит провести на похоронах.
Если ваш ребенок даже через месяц будет видеть, как вы плачете или расстраиваетесь, то не притворяйтесь, что с вами все хорошо. «Я думала о папе, и мне стало очень грустно. Я очень скучаю по нему.»
С уважением, специалист информационного центра "Реквием".
вапукец
Почему православные хоронят на 3й день и откуда взялись 9 и 40 дней??

Здравствуйте!
Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40-й день оканчиваются мытарства, и душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу, который определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного Суда по ее земным делам, духовному состоянию и по благодати молитв Церкви и близких. Этот 40-ой день считается самым страшным для умершего. В храмах имя человека поминают в заказных записках. Очень желательно в 9-й и 40-й дни служить Литургию, Панихиду. Чем в большем количестве храмов и монастырей поминается душа усопшего, тем больше для нее пользы, а также для души того, кто подает на поминовение. Можно собрать поминальный обед.
В период с 9 по 40 день родные должны особо молиться. Здесь уместно повторить, что нет выше той молитвы на земле, чем молитва священника при совершении Таинства Проскомидии, когда он произносит имя православного христианина и вынимает частицу из просфоры. Поэтому нужно сразу в церкви заказать Сорокоуст о упокоении ближнего.
В первую годовщину со дня смерти усопшего заказывается панихида (можно Литургию). Если вы хотите собрать поминальный обед, то это можно сделать либо накануне, либо в день памяти покойного.
Церковь совершает поминовение усопших и в следующие годовщины их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается молитвой на панихиде и сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православно верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.
С уважением, специалист информационного центра "Реквием".
Юлия
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Доброе время суток. Скажите пожалуйста сколько будет установить памятник средний и оградку .И за какое время вы делаете.

Здравствуйте, Юлия!
Для более точной консультации, мы бы порекомендовали приехать лично, в один из наших филиалов. Это обусловлено тем, что нужно выбрать форму и шрифт. Сроки установок прямо пропорционально зависят от загруженности, с вами они будут оговорены и утверждены.
Средняя цена камня с установкой и цветником:
Мраморная крошка от 8500р
Гранит 80см от 25000р
Мрамор от 18000р
Одноместный оградки:
Крашеные от 3400р
С полимерным покрытием от 5000р
Для более подробной консультации позвоните в один из наших филиалов.
С уважением, специалист информационного центра "Реквием".
Валентина Федоровна
Интересно ситуация - в прошлом году заказывали похороны в одном похоронном бюро, а в этом году нас обслуживало другое агентство, а катафалк и рабочие были одни и те же. Сначала подумали, что это была одна фирма, но водитель говорит, что они работают там где заказывали в прошлом году... Почему так получилось?

Здравствуйте, Валентина Федоровна!
Действительно такая ситуация может происходить! Дело в том, что не у каждой ритуальной фирмы есть свой катафальный транспорт. Не все могут загрузить работой в должном объеме автотранспорт и рабочих, если они будут ориентироваться только на свои заказы.
Поэтому среди ритуальных фирм широко практикуется метод, когда один и тот же катафалк заказывают разные агенства. Так намного удобнее для всех - транспорт не простаивает впустую когда нет своих заявок, и рабочие не ждут неделями когда их вызовут на захоронение. Тем более собрать и удержать хорошую бригаду рабочих не так просто. Поэтому при возможности фирма отдает в субаренду свой катафалк.
Самое главное, что бы услуги были предоставлены качественно и без заминок с транспортом.
С уважением, специалист информационного центра "Реквием".
Гость
Можно ли ставить один памятник на двоих усопших, при этом один крещёный, второй нет? С нетерпением жду ответ. Заранее спасибо. Ирина.

Здравствуйте, Ирина.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Это не имеет особого значения с точки зрения веры или церковных правил. То есть, тут всё – на ваше усмотрение.
С уважением, специалист информационного центра "Реквием".
Инна
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Добрый день, скажите что стоит заказывать на поминки дабы не ударить в грязь лицом и не переплатить назойливым поварам.

Здравствуйте, Инна.
Существуют некие стандарты поминального меню, но все зависит от веры исповедания умершего и вас.
Православный пример:
-Борщ (уха в пост)
-Котлета или гуляш + сложный гарнир
-Рыба в кляре
-Кутья
-Блины
-Каша рисовая
-Конфеты + печенья
-Булочка
-Компот
-Нарезка по желанию (фруктовая и мясная)
Спиртное дело каждого, но православная церковь против.
Так же необходимо взять с собой несколько полотенец и мыло т.к не в каждой столовой это предоставляют.
С уважением, специалист информационного центра "Реквием".
Teqiula
Очень хочется обсудить подробнее некоторые вопросы, но нет смысла писать вопрос еще раз, может вы сделаете функцию комментариев вопроса?

Здравствуйте, мы работаем над этим недочетом.
Возможно в ближайшем будущем, вы сможете общаться на полноценном форуме.
С уважением, специалист информационного центра "Реквием".
Лора
Что на ваш взгляд может улучшить ритуальную структуру в России?

Здравствуйте, Лора!
В настоящее время для оказания ритуальных услуг не нужны разрешительные документы или лицензии, их отменили более десяти лет назад. Это привело к появлению агентов, наладивших продажу услуг в моргах и мест на кладбищах, покупающих информацию о смертях у участковых и в больницах и навязывающих родственникам услуги по захоронению по цене до трех раз выше рыночной.
Мы считаем это самой главной и значимой проблемой для данной сферы.
Начать нужно с аттестации похоронных бюро и объединения участников рынка в саморегулируемую организацию, чтобы очистить отрасль от мошенников. Кроме того, организовать частные кладбища с правом временной аренды земли и ввести запрет на повторное использование земли в целях захоронения.
Пожалуй это самые важные и нужные аспекты, но есть масса других моментов которые должны быть улучшены.
С уважением, специалист информационного центра "Реквием".
Валерия
Есть ли душа у животных?

Здравствуйте, Валерия!
Спасибо за вопрос.
Библия не дает конкретного ответа, есть ли душа у животных, и попадают ли они в рай. Тем не менее, опираясь на общие библейские принципы, мы можем сделать определенные выводы по этой теме. Животные имеют «душу живую» (Бытие 1:30; 6:17; 7:15, 22). Главное различие между человеком и животным только в том, что человек был создан по образу и подобию Божьему (Бытие 1:26-27). Это означает, что человек похож на Бога, он способен к духовности, владеет разумом и волей, а также аспектом бытия, которое будет продолжаться после смерти. Если животные и
обладают «душой» или какой-либо другой нематериальной субстанцией, то она
должно существенно отличаться от человеческой души. Это различие, возможно,
значит, что существование «душ» животных не продолжается после смерти.
Попадают ли животные в рай?
Другой аспект этого вопроса в том, что Бог создал животных как часть процесса творения, описанного в книге Бытие. Он создал животных и сказал, что это хорошо (Бытие 1:25). Поэтому мы можем предположить, что и на Новой Земле будут обитать животные (Откровение 21:1). Животные точно будут присутствовать и во время Тысячелетнего царства (Исаия 11:6; 65:25). Нельзя точно сказать, будут ли среди них наши домашние любимцы или нет, но мы точно знаем, что Бог справедлив, и когда мы попадем в рай, то полностью согласимся с Его решением этого вопроса, каким бы оно ни было.
Конечно есть у животных душа. Они же - одушевлённые :)
Но душа их исчезает после смерти, она не бессмертна.
Если есть потребность, можно и помолиться, только не о спасении, а о здоровье, исцелении.
С уважением, специалист информационного центра "Реквием".
416 записей в гостевой книге
Здравствуйте, Евгений!
Очень, важно не подавлять боль разлуки, не избегать ее. Часто тем, кто переживает горе смерти и потери близкого, дают сразу же успокоительные капли. Но это первый момент, когда он очень остро и глубоко может принять и пережить боль, и это ему необходимо. Наоборот, если подавить, притупить эту первичную боль, тогда потом уже не будет такого глубокого переживания. После этого начинаются хлопоты, связанные с похоронами и поминками. Поэтому так важно не лишить родственников этой остроты горя сразу же после смерти близкого, когда можно переживать эту боль особенно сильно. Нужно дать выход эмоциям, возможность поплакать и даже покричать, и предоставить им выбор посидеть как можно дольше с тем, который только что умер. Ведь это единственный момент, когда еще есть время быть рядом и время, чтобы начать процесс переживания горя.
Только в том случае, если есть сердечная патология, тогда имеет смысл принять успокаивающее. Но в принципе я за то, чтобы остро пережить боль, потому что это тоже часть жизни. Только то, что пережито, можно потом сбросить. Только пережив все горе, можно выйти из него. Наоборот, если все переживания подавлены, то горе найдет скорее всего найдет себе выход в теле, то есть человек потом будет болеть.
Переживание горя — это часть жизни, и мы ответственны за то, как мы относимся к горю. Опять таки, мы можем стать «жертвой судьбы» или выбрать путь свободы и расти, пережив горе, выйти из него личностью, обогащенной этим опытом.
Осмысление страдания, осмысление смерти очень важны для нас. Если нет осмысления, если нет смысла в страдании, тогда будет депрессия у родственников, у близких. Есть определенная задача, когда человек лишается близкого. Владыка Антоний Сурожский советует всматриваться в жизнь человека, который умер, и изучать, что в его жизни было достойно, светло, велико, увидеть величие человека, и чтобы мир не оскудел после его смерти, воплотить именно эти качества в своей собственной жизни. Цель в том, чтобы мир не стал более бедным от того, что человек умер. Задача тех, кто потерял близкого человека и из-за этого потерял смысл жизни, может заключаться в том, чтобы продолжать в этом же русле. Кроме того, это имеет очень хороший «побочный эффект», потому что если мы будем жить тем светлым, как этот человек жил, мы будем едины с ним или с ней. Это продолжение нашей связи с ушедшим.
И другая задача состоит в роли молитвы. По словам Владыки Антония Сурожского, молитва — это единственный путь к соединению с усопшим, ведь усопший живет сейчас в Боге, и чем глубже мы будем жить молитвой и общением с Богом, тем глубже мы будем с человеком, который умер. Но только молитвы недостаточно. Еще один способ (задача), чтобы быть единым со своим близким умершим, состоит в том, что молитва должна воплотиться в самую жизнь. А именно: надо поступать таким же образом, как поступил бы ушедший в самых светлых проявлениях его жизни. И таким образом умножается любовь и свет в мире, что еще глубже может соединять нас с ним во Христе. Если мы так будем приносить плоды во имя ушедшего, тогда можно сказать Христу — «Не приписывай это мне, эти плоды принадлежат усопшему».
Именно эти задачи можно давать родственниками или близким в их горе, чтобы они не безутешно замыкались на своем горе, на своих эмоциях и на своей разлуке. Конечно, надо горевать, конечно, надо плакать, но задача — не отчаиваться окончательно. А сделать все, чтобы связь с усопшим углублялась.
И еще: если умерший и его родственники неверующие, тогда стоит говорить с его родственниками о том, что всякая любовь — это от Бога. Потому что Бог— есть Любовь. И можно говорить о том, что да, он умер, но ваша любовь такая красивая, такая глубокая, она не может умереть. Любовь ваша будет вечна, и вы будете снова встречаться. Даже если вам это непонятно, и вы этому не верите. Мне хотелось бы поделиться с вами тем, что я узнала опытным путем, так как много моих близких уже умерло. Они для меня живы, и это даже не вопрос веры, а знания.
И поэтому Владыка Антоний Сурожский говорит: «Не смей говорить, что мы ЛЮБИЛИ друг друга. Мы ЛЮБИМ друг друга. Потому что у Бога все живы. Господь — это не Бог умерших, а Бог живых.». Поэтому можно обращаться к ушедшим, как мы обращаемся к святым, и говорить с ними — ведь они живы, они все слышат и все видят.
Но часто, из-за того, что мы замыкаемся на своем горе, или на своей жизни, мы становимся плотяными, а плоть, как известно, не пропускает свет, и мы не ощущаем их близость. А, может быть, нам не полезно это ощущать, потому что Господь ожидает от нас подвига, чтобы углубляться в молитвы. Именно в молитве встречаться, внутри сердца, души, а не ждать чудес вне нас. Я думаю, что наша задача заключается в стремлении к тому, чтобы встреча с человеком, который ушел к Богу, состоялась в глубине души.
Недавно, дня два тому назад, у нас в хосписе умирала бабушка. Я ее не знала, но увидела, что она умирает. Я с ней посидела немного, и потом мы позвонили ее дочке, чтобы она приехала, для того чтобы быть рядом с ней (умереть же одному страшно!). За это время приехал ее внук, подросток лет восемнадцати, и видно, что ему очень неловко, и, конечно, страшно. Мы с ним говорили о том, что он может сейчас дать бабушке самое ценное, — то есть держать ее за руку, и просто побыть рядом, поговорить с ней, ведь она была еще в сознании. И он не смог это сделать. Я говорила: «Ну, если вы сейчас этого не будете делать, тогда всю жизнь вы будете бояться. Утешьте ее, побудьте с ней, и я буду рядом с вами, только не уходите». Он не смог. И его мама тоже не смогла. Медсестры мне говорили, что они оба сидели далеко, у поста дежурной, когда бабушка умирала, оставаясь одна, без своих родных. Они суетливо заботились о бумажках, которые надо было выписать. Это редкий случай, когда человек так боится, что ничего не может дать своему близкому, даже когда тот стоит перед самой смертью.
В заключение я хочу сказать, что мы должны взять на себя ответственность за наше отношение к жизни, к болезни и к смерти. Если мы не выработали собственное отношение к смерти, мы из-за страхов никогда не будем в состоянии жить всей глубиной жизни и никогда не сможем помочь другим.
Необходимо осмыслить факт того, что жизнь и смерть — одно целое. И когда найден их смысл, тогда можно мужественно смотреть в лицо всякому страданию, связанному с умиранием.
Но у человека есть выбор: он может идти по пути жертвы, то есть пассивности, и тем самым он попадет в экзистенциальный вакуум. Либо выбрать путь личного роста, где он берет на себя ответственность за свое отношение к жизни и к смерти, и внутренне свободно подходит к своей кончине.
С уважением, специалист информационного центра "Реквием".